Модуль 1. Основы управления проектамиБазовый модуль курса. Обязателен для прохождения обучения по другим модулям.
Модуль посвящен изучению основных понятий Управления проектами и формированию общего информационного поля участников.
Общие сведения- Понятие проекта. Место проектов в работе современной компании;
- Программы и проекты;
- Виды проектов;
- Российские и зарубежные стандарты управления проектами.
Стандарты управления проектами- Обзор стандартов управления проектами (обзор PMBoK, Prince2);
- Обзор стандартов качества (серия ИСО).
Предварительная подготовка проекта- Общий анализ ситуации;
- Участники проекта;
- Организация предпроектной деятельности;
- Принятие решения о начале работ.
Основные документы проекта- Концепция проекта;
- Технико-Экономическое обоснование;
- Бизнес-план проекта;
- Бюджет проекта;
- Техническое Задание;
- Устав проекта;
- Регламенты и др. документы.
Постановка целей проекта- Понятия целей и задач
- Система сбалансированных показателей
- Методики постановки целей (метод SMART и др.)
Планирование деятельности- Фазы-этапы-шаги;
- Декомпозиция задач;
- Управление временем в проекте;
- Матрица ответственности.
Планирование ресурсов с использование ПО- Виды ресурсов: трудовые, материальные, денежные и т.д.;
- Назначение ресурсов на задачи;
- Бизнес-план проекта.
Контроль проекта- Значение контроля; Методы контроля;
- Понятие качества; Качество внутреннего сервиса;
- Обратная связь в проекте.
Завершение проекта- Принятие решения о завершении;
- Основные действия по завершению проекта;
- База знаний по результатам проведенных проектов.
Модуль 2. Программные средстваВ модуле изучается одни из программных продуктов, используемых в проектном управлении. В качестве основного примера рассматривается работа в MS Project. Дополнительно дается обзор бесплатного программного продукта OpenProj.
Изучение ПО происходит в ходе выполнения задач по «сквозному примеру» - проекту, выбранному участниками в базовом модуле.
Планирование с использованием диаграммы Ганта- Сетевые диаграммы (диаграммы Ганта, PERT и др.);
- Взаимосвязи задач;
- Понятие и роль критического пути;
- Основные шаги построения диаграммы Ганта;
- Типичные ошибки использования ПО при планировании;
- Роли участников проектной команды.
Планирование ресурсов с использование ПО- Виды ресурсов: трудовые, материальные, денежные и т.д.;
- Загрузка ресурсов. Назначение ресурсов на задачи;
- Оптимизация использования ресурсов;
- Финансовое планирование. Бизнес-план проекта.
Модуль 3. Методологии гибкой разработки, управление изменениямиВ модуле изучаются методологии семейства Agile и практики их применения при разработке программного обеспечения.
Жизненный цикл проекта1. Понятие жизненного цикла; Фазы этапы и задачи проекта;
2. Каскадная модель ЖЦ;
3. Модель ЖЦ с промежуточным контролем;
4. Спиральная модель.
Потребности в изменениях1. Особенности ИТ-проектов. Причины изменений;
2. Виды изменений;
3. Риски, связанные с изменениями (или их отсутствием).
Методологии Agile1. Основные методики семейства: SCRUM, XP, FDD;
2. Инструменты “бережливого производства» в ИТ-проектах;
3. Взаимодействие с Заказчиком. Метод «спринтов»;
4. Внутреннее взаимодействие. Практика организации труда рабочей группы.
Управление изменениями в ИТ-проектах1. Управление изменениями в ИТ на основе ITIL;
2. Плановый выпуск изменений: Версии-релизы-патчи;
3. Организация работы по утверждению и реализации изменений.
Модуль 4. Стандарты проектного управления и организация проектной деятельностиВ модуле изучаются наиболее распространенные международные и российские стандарты в области управления проектами и ИТ-системами. Рассматриваются вопросы создания организационной структуры. В частности, матричные схемы и работа системы бизнес-единиц.
Особое внимание уделяется организации проектного офиса, создания в Компании собственных стандартов проектного управления.
Проект в бизнесе Компании1. Программы и проекты. Взаимосвязь «Проект-Продукт-Компания»;
2. Требования к организации работ.
Международные стандарты управления проектами1. Стандарты серии ISO (ISO 10006:2003, ISO 21500:2012 и др.);
2. PMBoK (США);
3. Prince2 (Великобритания);
4. V-Modell (Германия).
Российские стандарты управления проектами1. Стандарты управления проектами (ГОСТ Р 54869—2011, ГОСТ Р 54870-2011, ГОСТ Р 54871-2011);
2. Стандарты управления ИТ-системами (ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.601-90, ГОСТ 34.602-89).
Виды организационных структур1. Иерархические структуры. Особенности ведения проектов в процессном бизнесе;
2. Матричные структуры: слабые, сбалансированные, усиленные;
3. Проектные структуры. Возможности и сложности взаимодействия проектных команд;
4. Система бизнес-единиц.
Организация проектного офиса1. Задачи проектного офиса;
2. Создание внутренних стандартов управления проектами;
3. Формирование База Знаний;
4. Организация обучения персонала.
Модуль 5. Управление рисками проекта. 8 чВ модуле рассматриваются возможные риски проекта и планы по их недопущению или минимизации. Делается акцент на важности проактивного управления рисками.
Анализ проекта1. Общий анализ ситуации. Метод Декарта. Метод Бэкона;
2. Анализ макросреды. PEST-анализ;
3. Первичный анализ проекта «за-против»;
4. Анализ возможности проекта. SWOT-анализ.
Выбор альтернатив1. Значение альтернатив, виды альтернатив;
2. Выбор альтернатив методом анализа иерархий.
Анализ рисков проекта1. Понятие риска;
2. Виды рисков; причины возникновения;
3. Риски в ИТ-проектах;
4. Матрица рисков проекта.
Управление рисками проекта1. Проактивный подход к управлению рисками;
2. Методология управления рисками;
3. Методы анализа ситуации (метод тренда, метод вероятностей и т.д.);
4. Приятие решений при управлении рисками.
Модуль 6. Управление персоналом проектаВ модуле рассматриваются основные инструменты по работе с персоналом проекта в условиях ограниченного времени проекта.
Команда проекта1. Понятие команд, виды команд;
2. Особенности проектных команд.
Жизненный цикл команды проекта1. Понятие жизненного цикла. ЖЦ команды;
2. Сбор команды;
3. «Шторм»;
4. Полноценная работа»;
5. Роспуск команды.
Особенности работы с ИТ-персоналом1. Психологические особенности ИТ-персонала;
2. Основные психотипы;
3. Роли в команде и психотипы.
Лидерство в управлении персоналом1. Понятие лидерства;
2. Роль лидерства в проектной команде;
3. 5 уровней лидерства. Всегда ли менеджер проекта является лидером?
4. Ошибки в работе с персоналом проекта.
Мотивация проектной команды1. Цели мотивации: результат, стандарты, лояльность и т.д.;
2. Индивидуальная и командная мотивация;
3. Материальные схемы мотивации;
4. Нематериальная мотивация.