Модуль 1. Введение· Круг заинтересованных лиц и их ключевые интересы в отношении деятельности ИТ-службы:
· Высшее руководство организации,
· Руководители бизнес направлений организации,
· Руководитель ИТ-службы,
· Линейные менеджеры ИТ.
· Основные задачи ИТ-службы в организации («Чего хочет бизнес от ИТ?»):
· Поддержка бизнеса-импульса организации с помощью ИТ,
· Улучшение бизнес-результатов организации,
· Технологическое лидерство.
· Процессная модель управления: основные принципы.
· Основные области управления информационными технологиями в организации и соответствующие им своды знаний:
Область управления
1.
Руководство корпоративными ИТ (Corporate Governance of Information Technology)
Своды знаний COBIT 5,ISO-38500
2.
Управление информационной архитектурой предприятия (Enterprise Architecture )
Своды знаний TOGAF 9
3.
Управление ИТ-услугами (IT Service Management )
Своды знаний ITIL-2011,ISO-20000
4.
Управление ИТ-проектами (IT Project Management )
Своды знаний PMBOK,ISO-21500,CompTIA+
5.Программная инженерия (Software Engineering )
Своды знаний SWEBOK,ISO-12207DevOps
6.
Управление ИТ-активами (IT Asset Management )
Своды знаний IBPL,ISO-19770
7.
Управление ИКТ компетенциями (ICT Competences )
Своды знаний e-Competences Framework SFIA
8.
ИТ-аудит и оценка (IT Assessment & Audit )
Своды знаний COBIT 5, ISO-15504, CMMI
· Общий обзор PRM- IT (Process Reference Model for IT) – эталонной модели процессов для ИТ, разработанной подразделением Global Business Services компании IBM.
Модуль 2. IT4IT: эталонная архитектура и операционная модель для управления ИТ-деятельностью· Общий обзор стандарта эталонной архитектуры IT4IT ( IT4IT Reference
Architecture ).
· Основные принципы и концепции стандарта IT4IT. Определение цепочек ценности ИТ ( IT Value Chain ) и потоков ценности ( Value Stream ).
· Обзор четырех потоков ценности:
· Strategy to Portfolio (S2P),
· Requirement to Deploy (R2D),
· Request to Fulfill (R2F),
· Detect to Correct (D2C).
· Как цепочки ценности ИТ поддерживают жизненный цикл ИТ-услуги?
· Как четыре потока ценности управляют полным жизненным циклом услуги?
· Взаимосвязь IT4IT с другими стандартами.
Модуль 3. COBIT 5: Бизнес-модель по руководству и управлению ИТ на предприятии· Общий обзор и основные принципы COBIT 5.
· Интеграционная роль COBIT 5.
· Эталонная модель процессов COBIT 5:
· Процессы домена EDM (Оценка, руководство, мониторинг),
· Процессы домена APO (Координация, планирование и организация),
· Процессы домена BAI (Разработка, приобретение и внедрение),
· Процессы домена DSS (Предоставление, обслуживание и поддержка),
· Процессы домена MEA (Мониторинг, оценка и анализ).
· Определение целей и приоритетов системы управления ИТ на основе рекомендаций COBIT 5.
· Ключевые элементы руководства корпоративными ИТ:
· разработка ИТ-стратегии, как составная часть бизнес-стратегии организации,
· управление финансами,
· управление взаимоотношениями со стратегическими подрядчиками.
Модуль 4. Управление информационной архитектурой предприятия· Архитектура предприятия: основные понятия.
· Ключевые задачи управления архитектурой предприятия:
· разработка корпоративных архитектурных стандартов и политик,
· разработка целевой ИТ-архитектуры в соответствии с ИТ-стратегией,
· архитектурный надзор над ИТ-проектами и операционной деятельностью ИТ-службы.
· TOGAF 9:
· Ключевые понятия и компоненты TOGAF 9,
· Фазы цикла ADM ( Architecture Development Method ),
· Ключевые результаты фаз ADM,
· Референтные модели TOGAF 9.
Модуль 5. Управление ИТ-услугами· ITIL-2011:
· Практика управления услугами,
· Ключевые принципы и модели.
· Процессы управления услугами в соответствии с ITIL-2011:
1) Процессы, составляющие основу сервис-менеджмента:
· Управление каталогом услуг,
· Управление уровнем услуг,
· Управление доступностью,
· Управление непрерывностью,
· Управление мощностями,
· Управление информационной безопасностью.
2) Операционные процессы, отвечающие за поддержку услуг:
· Управление инцидентами,
· Управление запросами на обслуживание,
· Управление доступом,
· Управление проблемами,
· Функции (специализированные функциональные ИТ-подразделения) и их назначение: Service Desk, Application Management, Technical Management, IT Operation Management.
3) Процессы, отвечающие за знания об объекте поддержки и преобразований:
· Управление активами и конфигурациями.
4) Процессы управления преобразованиями (развития, улучшений):
· Управление изменениями,
· Планирование и поддержка преобразований,
· Валидация и тестирование услуг,
· Управление релизами и развертыванием,
· Оценка изменений.
5) Метрики для управления ИТ-услугами.
Модуль 6. Управление ИТ-проектами· Основные области знаний управления ИТ-проектами.
· Организационное обеспечение для проектного управления.
Модуль 7. Программная инженерия· Программная инженерия как дисциплина.
· Модели жизненного цикла программного обеспечения.
· Области знаний SWEBOK.
· Основные принципы DevOps – методологии разработки и внедрения программного обеспечения, сосредоточенной на коммуникации, сотрудничестве и интеграции между подразделениями разработки и эксплуатации.
Модуль 8. Управление ИТ-активами· ИТ-активы: основные понятия и определения.
· IBPL:
· 12 ключевых процессных областей ITAM ( IT Asset Management ),
· Управление жизненным циклом ИТ-активов, включая программное и аппаратное обеспечение, ИТ-услуги.
Модуль 9. Управление ИКТ компетенциями· Задачи руководителя ИТ-службы в отношении знаний и компетенций ИТ-персонала:
· Определение необходимых знаний, навыков и компетенций, требуемых для участия в деятельности ИТ-службы.
· Развитие знаний и компетенций персонала ИТ-службы.
· Взаимодействие со службой HR.
· Европейская структура ИКТ-компетенций 2.0 ( European e- Competence Framework 2.0 ).
· Структура навыков в информационную эпоху ( Skills Framework for the Information Age ).
Модуль 10. ИТ-аудит и оценка деятельности ИТ-службы· Модель оценки ИТ-процессов:
· На основе модели CMMI
· На основе модели ISO-15504.
· Оценка и аудит процессов управления ИТ с применением COBIT 5.
· Программы технологического аудита ИТ-инфраструктуры ISACA.