ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Центр
системно-инженерных компетенций
  • »

Системы моделирования бизнес-процессов

Система управления бизнес-процессами (Business Process Management System) — это особый подход к руководству организацией.

Он рассматривает каждый процесс — сопровождение клиентов, поиск новых сотрудников, организацию поставок — как отдельно взятый ресурс компании.

В последствии, эти процессы оптимизируются и автоматизируются, чтобы снизить нагрузку на сотрудников, бюджет, партнёров, а также повысить уровень обслуживания и удовлетворенности клиентов.

Для достижения этих целей существуют особые программы для моделирования бизнес процессов.



1. Bizagi Process Modeler

Стоимость: От 8$ по подписке

Bizagi Modeler — это инструмент для моделирования корпоративных процессов на базе облачного хранилища. Основные компоненты Bizagi позволяют:

  • Создавать диаграммы рабочего процесса при помощи ряда заготовленных шаблонов.
  • Публиковать документацию в популярных форматах: Word, PDF, PowerPoint.
  • Симулировать бизнес-процессы, что позволяет избегать внештатных ситуаций, кризисов и т.д.
  • Разрабатывать документацию и принимать решения сообща в команде. Участники могут оставлять свои комментарии, вносить правки и предложения, а также предлагать идеи, которые сохраняются в режиме реального времени на облачном хранилище.
  • Использовать Библиотеку Процессов, что позволяет выяснить насколько определённые процессы и ресурсы в итоге оказываются полезными и нужными для компании.

Ко всему прочему, Bizagi предлагает моделирование бизнес процессов онлайн бесплатно, но только на уровне единичного пользователя.

В качестве бонуса имеются видео-инструкции, освещающие нюансы работы в программе и готовые карты процессов.
2. BizAgi Studio

Стоимость: От 311$ за одну лицензию и выше

Bizagi Studio позволяет бизнес-группам и IT-командам трансформировать, адаптировать и улучшать любой бизнес-процесс и обеспечивать непрерывную автоматизацию в масштабах всей организации.

Удобный интерфейс платформы с функцией перетаскивания (drag-&-drop) упрощает автоматизацию процессов, создавая персонализированный опыт для сотрудников компании, несущих ответственность за аналитику и принятие решений.

Важным преимуществом Bizagi Studio является то, что интерфейс, а также рабочий процесс можно “подогнать” под нужды компании и даже отдельно взятых сотрудников.

При этом, не требуется то и дело вносить изменения в код программы, что значительно экономит время и бюджет компании.

В качестве бонуса, к Bizagi Studio прилагается собственный форум. На нём можно обсуждать идеи, планы, нововведения, стратегии, вносить коррективы и т.д.

Плюсом ко всему прочему, Bizagi Studio предоставляет облачное хранилище для зарисовок и готовых проектов.
3. Camunda

Стоимость: Бесплатно (опенсорс)

Camunda — это интерактивная платформа, которая предлагает онлайн систему моделирования бизнес процессов.

Camunda отличается интуитивным интерфейсом для разработки рабочих процессов с нуля, что позволяет добиться оперативного развертывания.

Лаконичная диаграмма рабочего процесса обеспечивает визуальное представление того, как бизнес-процесс устроен, какие результаты приносит, кто из участников в него вовлечён, сколько времени требуется на его завершение и так далее.

Так же программа включает в себя:

  • Стандартные символы для описания этапов процесса.
  • Проектирование бизнес-процесса от начала до конца.
  • Tasklist или Список задач, которые предстоит выполнить сотрудникам.

Camunda бесплатна, но существуют дистрибутивы, которые предлагают платную подписку за дополнительные функции.
4. Sparx Enterprise Architect

Стоимость: От 20,000 руб. за 1 подписку

Sparx Enterprise Architect включает в себя инструменты моделирования бизнес-процессов, способные обеспечить инфраструктуру для проекта любой сложности.

По сути, Enterprise Architect базируется на унифицированном языке моделирования. (Unified modeling language или UML)

В свою очередь это позволяет проводить углубленный анализ и аудит проекта, выявляя:

  • Потенциальные изъяны.
  • Перспективные стороны, которые возможно стоит развивать.

Sparx Enterprise Architect считается “швейцарским ножом” среди прочих ПО для моделирования бизнес-процессов.

Её универсальный функционал включает:

  • Построение диаграмм связей.
  • Простой и “отзывчивый” интерфейс.
  • Инструмент по выстраиванию бизнес-стратегий.
  • Моделирование прототипов и симуляция процессов.
  • Командная работа над файлами внутри системы.
  • Создание всевозможной документации — в том числе отчётов.

Единственный минус этого программного решения — Sparx Enterprise Architect доступна только в платной версии.
5. IBM Business Modeler

Стоимость: от $499 за подписку

IBM Business Modeler — это мощный инструмент от заслуженного “титана” высоких технологий IBM.

Business Modeler предлагает широкую палитру всевозможных инструментов, конечной целью которых служит оптимизация деловой жизни предприятия.

Business Modeler помогает соединить в одно целое:

  • Цели и задачи бизнес-проекта.
  • Грамотно распределить обязанности между сотрудниками.
  • Определиться с требованиями и заданиями для персонала.
  • Чётко установить бюджет с минимальными отклонениями от оного.
  • Поставить временные рамки для каждой стадии процесса, а также выбрать общий дедлайн.

Помимо этого, Business Modeler умеет симулировать процессы, что особенно ценно для прогнозирования. Эта функция позволяет предугадать кризисы, а также своевременно принять меры безопасности.

Оптимизация издержек — времени, бюджетных средств и часов работы — так же предусмотрена в дистрибутиве.

В итоге долгосрочные цели компании и её возможности начинают работать “в унисон”, так как ранее незамеченные изъяны и недостатки отфильтровываются с помощью IBM Business Modeler.
6. ARIS Express

Стоимость: Бесплатно

ARIS Express основан на эмпирически проверенной методологии моделирования бизнес-процессов ARIS (Architecture of Integrated Information Systems).

ARIS затрагивает такие аспекты как управленческие нюансы, качество продукции, организация работ, информационная составляющая и так далее.

ARIS Express предлагает визуально понятный и лаконичный интерфейс. А последние улучшения в механике моделирования позволяют получать мгновенные и достоверные результаты.

В ARIS Express можно выделить следующие ключевые функции:

  • Шаблонные модели для моделирования бизнес-процессов, организационных диаграмм, IT-инфраструктуры, системных ландшафтов, моделей данных и т. д.
  • Быстрое моделирование с помощью миниатюрной панели инструментов для размещения контекстно-зависимых объектов.
  • Сбор информации на основе электронных таблиц и автоматическое создание моделей с функцией интеллектуального проектирования.
  • Справочная база данных, дополняющая бесплатную методологию ARIS.
  • Обсуждение и обмен идеями в сообществе ARIS.

Также, результаты моделирования можно использовать в профессиональных инструментах ARIS Business Process Management.
7. Microsoft Visio

Стоимость: От 13$ до $589.99$ по подписке

Microsoft Visio — это ПО для проектирования различных диаграмм и визуализации данных. (В том числе и для бизнеса).

Функционал Visio позволяет создавать:

  • Планы строений,
  • Диаграммы дорожек.
  • 3D-карты и многое другое.
  • Модели бизнес-процессов.
  • Организационные диаграммы.
  • Диаграммы потоковых данных и потоковых процессов,

Это продукт за авторством Майкрософт, который продается как дополнение к пакету MS Office.

Все версии фактически совместимы с Word и Excel. Среди прочего можно редактировать текст, шрифт, цвет, а также получать данные напрямую из MS Excel и Access.

Как и в случае с другим программным обеспечением для создания диаграмм, Visio предоставляет библиотеку шаблонов и фигур для различных типов диаграмм, с которыми легко составить как черновую, так и готовую для официальной отчётности работу.

Моделирование и нотация бизнес-процессов также широко представлены в Visio — она позволяет визуализировать любой алгоритм действий.

Например, если на предприятии планируется внедрение японской модели организации труда Шодзинка, в Visio легко спроектировать наглядные этапы, необходимые ресурсы, расписание событий и т.д.
8. Archi

Стоимость: Бесплатно (опенсорс)

Archi — это набор инструментов моделирования, предназначенный для управленческих кадров в организации любого масштаба.

За основу он берёт собственный язык моделирования ArchiMate, который, в дополнение, позволяет использовать данное ПО на различных операционных системах, включая Линукс.

Archi включает в себя простые, но действенные инструментальные средства моделирования бизнес процессов.

Среди них можно выделить:

  • Подсказки — они объясняют, как и для чего использовать инструменты программы.
  • Визуализатор — позволяет быстро создавать древовидные диаграммы в несколько кликов.
  • Черновик — хорошо подходит для мозгового штурма и создания черновиков благодаря стикерам.
  • Полотно — сродни мольберту, этот инструмент помогает собрать все имеющиеся идеи, наработки и наброски в единое целое. Более того, “полотно” можно отсылать коллегам для дальнейшей редакции.

Также, документы, сделанные в Archi можно экспортировать в Excel формат.
9. Business Studio

Стоимость:От 55 100 руб. до 119 000 руб.

Business Studio — это российское решение на рынке ПО для проектирования бизнес-процессов.

Этот инструмент выступает в качестве “всеобъемлющей” экосистемы, в которой можно проработать каждый конкретный аспект организационной работы.

Среди прочего, Business Studio помогает:

  • Создавать регламенты для персонала, с чётко прописанными обязанностями и правами.
  • Имитировать бизнес-процессы с высоким уровнем приближения к реальности.
  • Разрабатывать технические задания (в том числе и для IT-отделов компаний).
  • Создавать базы данных, в которых будут содержаться исчерпывающие сведения о компании: от ассортимента продукции до полного списка клиентов, а также истории сделок.
  • Осуществлять контроль качества на производстве, рабочих местах и так далее.

В целом, это довольно мощное решение, которое способно выявить как ошибки в методах управления, так и подсказать нужный вектор развития.

Также Business Studio внесена в Реестр программного обеспечения РФ.
10. AllFusion Process Modeler

Стоимость: От 206,874 руб.

Allfusion Process Modeler — это инструмент бизнес-моделирования, основанный на методологии CASE (Сomputer-Aided Software Engineering).

Первоначально, CASE использовалась для проектирования ПО. Но сегодня её так же используют для проектирования процессов, когда необходимо создать информационную систему в компании буквально с нуля.

В частности, при помощи этой программы возможно разбить сложный и многослойный процесс на более мелкие компоненты.

В дальнейшем, проводится поэтапная работа с этими компонентами, если есть необходимость в перестройке, адаптации или нововведениях.

Также APM может собрать разрозненные компоненты воедино, как мозаику, образовав завершённый проект.

Среди прочего, он использовался ООН в её Программе развития (UN Development Programme), а также в ряде государственных служб и органов США. Например, таких, как Энергетическое Управление Штата Нью-Йорк.

11. IBM ILOG, IBM ILOG Decision Optimization Center

Стоимость: Требуется подписка на IBM Cloud

IBM ILOG Decision Optimization Center — это ещё одна мощная платформа за авторством IBM.

Её отличительным ноу-хау являются инструменты углублённой (in-depth) аналитики, которые позволяют руководству принимать более взвешенные решения.

Кроме того, аналитический инструментарий ILOG DOC помогает существенно снизить риски, легко и гладко адаптировать решения к новым условиям и даже повысить окупаемость вложений как в проект, так и в компанию в целом.

Кроме того, к услугам аналитиков и руководителей богатая палитра инструментов визуализаций. В ILOG DOC имеются готовые шаблоны таблиц, диаграмм Ганта, чартов и других изображений, помогающих легче воспринимать сложные данные.

ILOG DOC подходит для решения проблем уровня крупных корпораций, так как в ней можно формировать огромные массивы данных в очень сжатые сроки.

По окончании разработки плана, сценария или стратегии, ими также можно поделиться с высшим руководством, коллегами или партнёрами для внесения необходимых коррективов.

Рекомендации по выбору программы

Во многом функционал приведённых выше решений похож — каждое из них было создано для решения схожих проблем.

Выбор средства для моделирования бизнес-процессов во многом зависит от масштаба компании, “размаха” деятельности, количества поставленных целей, а также бюджета.

Некоторые решения — как например Archi — предоставляют неплохую палитру функций и даже остроумные ноу-хау. (А-ля стикеры для составления черновиков и проведения мозговых штурмов).

В то же время, бесплатные решения в статусе опенсорс, то есть “открытого кода” могут нерегулярно получать обновления (если вообще их получают), их функционал может быть ограничен базовыми опциями, а облачное хранилище придётся искать “на стороне”. Также будут сложности с настройкой данных решений под особенности работы своей компании.

Поэтому, при наличии соответствующего бюджета лучше обратиться к решениям от таких грандов как IBM или Microsoft — они продумали и предусмотрели множество мелких деталей, которые делают моделирование лёгким.

Для небольших компаний отлично подойдут такие решения как Business Studio и Enterprise Architect.

Решения по типу Bigazi также заслуживают внимания. Это молодые проекты, созданные в контексте современной парадигмы ПО. А это значит, что в них ключевой особенностью является простота, интуитивность и быстрота. Такие качества, несомненно, сослужат вашему бизнесу хорошую службу.


Теги: управление требованиями, системная инженерия, методология проектирования сложных изделий
Рекомендуемые статьи
Получайте новости одним из первых
Оставьте e-mail и будьте в числе первых читателей наших новостей.
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ