День 1
1. Авиационная безопасность: определение, законодательная база, организации. Понимание безопасности, важность безопасности, сегменты безопасности, обеспечение безопасности.
2. Стандарты и нормативные документы по авиационной безопасности. Безопасность систем и авиационная безопасность. Зарубежные регуляторы авиационной безопасности в гражданском и военном секторах.
3. Подход к безопасности, основанный на оценке риска. Определение риска. Оценка риска. Подход снижения риска до практически возможных пределов (As low as reasonably practicable, ALARP). Управление риском.
4. Подход к безопасности, основанный на достижениях целей безопасности. Целевые показатели вероятности в зависимости от уровней серьезности сбоя. Сочетание подходов основанных на риске и на целях.
5. Опасности. Понимание опасностей и их источников. Идентификация опасностей. Отказы и неисправности оборудования. Опасности нормально функционирующей системы. Системные или систематические сбои. Подходы и инструменты оценки безопасности.
6. Измерения отказоустойчивости. Защита от сбоев. Принципы отказоустойчивости и их применение.
7. Оценка безопасности системы. Цели и задачи оценки безопасности системы. Связь системы с безопасностью. Планирование оценки безопасности. Безопасность в процессе разработки. Моделирование процесса оценки безопасности. Проведение оценки безопасности.
8. Обоснование (доказательство) безопасности. Источники и причины подхода. Разработка требований. Основные компоненты обоснования безопасности. Отчеты по безопасности.
9. Подход, основанный на вычислениях вероятности. Прикладная количественная оценка. Процесс количественной оценки. Определение частоты отказов для основных событий.
10.Перечень минимально необходимого оборудования. Концепция и общий подход. Процесс определения и включения оборудования в список минимально необходимого или за его границы.
11.Система управления безопасностью. Определение. Культура безопасности. Разработка системы управления безопасностью.
День 2
12.Р 4761 и Р 4754А – связь оценки безопасности системы и процессов проектирования и изготовления воздушного судна и его систем. Цели и структура Р 4761
13.Методология и проведение оценки безопасности системы (SSA). Цели оценки безопасности. Границы оценки безопасности. Предварительная (PSSA) и итоговая (SSA) оценка безопасности. Планирование и проведение оценки безопасности системы.
Пример.
14.Разработка стратегии проведения оценки безопасности системы с использованием структурирования целей.
Пример.
15.Анализ функциональной опасности (FHA). Порядок проведения анализа.
Пример.
16.Анализ общих причин и его составляющие.
17.Анализ специфического риска (PRA). Типичный процесс PRA.
Пример.
18.Анализ зонной безопасности (ZSA). Типичный процесс ZSA.
Пример.
19.Анализ общего режима (CMA). Типичный процесс и контрольный список CMA.
Пример.
День 3
20.Анализ дерева неисправностей (FTA) Разработка дерева неисправностей. Назначение DAL и IDAL. Порядок проведения анализа. Валидация и верификация результатов анализа.
Пример.
День 4
21.Анализ видов и последствия отказов (FMEA). Использование диаграммы функциональных блоков при проведении FMEA. Формирование FMES.
Пример.
22.Р 4761 и программное обеспечение. Входы для разработки ПО по результатам предварительного FTA и ССА, обновление FMEA и CMA по результатам разработки ПО.
23.Подведение итогов обучения