Блог
FAQ

Анализ и оценка авиационной безопасности для сертификации систем гражданских воздушных судов
в соответствии с Р 4761

4 дня (32 академических часа)
Краткая аннотация
При сертификации новой (или модифицированной) авиационной системы разработчики проводят тщательную оценку потенциальных сбоев, чтобы продемонстрировать наличие обратной зависимости между вероятностью возникновения опасности и серьезностью последствий, присущих ее эффекту. Собранные документы, необходимые для демонстрации вышеизложенного, часто в совокупности называются Оценкой безопасности системы (SSA).
Данный курс на практических примерах позволяет изучить типовые действия, методы и документацию, которые могут использоваться для характеристики оценок безопасности гражданского самолета и связанных с ним систем и оборудования. В курсе рассматриваются как общие принципы авиационной безопасности, так и практические примеры проведения различных видов оценок безопасности.
Целевая аудитория
Руководители проектов по созданию систем и компонентов гражданских воздушных судов, специалисты по оценке безопасности и надежности, разработчики, специалисты службы качества, специалисты по сертификации
Расписание открытых форматов курса
Стоимость обучения одного слушателя
Очный формат — 72000 .

Дистанционный формат — 64800 .
Корпоративный формат
Проводится в корпоративном формате
Подробная программа курса
День 1

1. Авиационная безопасность: определение, законодательная база, организации. Понимание безопасности, важность безопасности, сегменты безопасности, обеспечение безопасности.
2. Стандарты и нормативные документы по авиационной безопасности. Безопасность систем и авиационная безопасность. Зарубежные регуляторы авиационной безопасности в гражданском и военном секторах. 
3. Подход к безопасности, основанный на оценке риска. Определение риска. Оценка риска. Подход снижения риска до практически возможных пределов (As low as reasonably practicable, ALARP). Управление риском.
4. Подход к безопасности, основанный на достижениях целей безопасности. Целевые показатели вероятности в зависимости от уровней серьезности сбоя. Сочетание подходов основанных на риске и на целях.
5. Опасности. Понимание опасностей и их источников. Идентификация опасностей. Отказы и неисправности оборудования. Опасности нормально функционирующей системы. Системные или систематические сбои. Подходы и инструменты оценки безопасности.
6. Измерения отказоустойчивости. Защита от сбоев. Принципы отказоустойчивости и их применение.
7. Оценка безопасности системы. Цели и задачи оценки безопасности системы. Связь системы с безопасностью. Планирование оценки безопасности. Безопасность в процессе разработки. Моделирование процесса оценки безопасности. Проведение оценки безопасности.
8. Обоснование (доказательство) безопасности. Источники и причины подхода. Разработка требований. Основные компоненты обоснования безопасности. Отчеты по безопасности.
9. Подход, основанный на вычислениях вероятности. Прикладная количественная оценка. Процесс количественной оценки. Определение частоты отказов для основных событий.
10.Перечень минимально необходимого оборудования. Концепция и общий подход. Процесс определения и включения оборудования в список минимально необходимого или за его границы. 
11.Система управления безопасностью. Определение. Культура безопасности. Разработка системы управления безопасностью.

День 2

12.Р 4761 и Р 4754А – связь оценки безопасности системы и процессов проектирования и изготовления воздушного судна и его систем. Цели и структура Р 4761
13.Методология и проведение оценки безопасности системы (SSA). Цели оценки безопасности. Границы оценки безопасности. Предварительная (PSSA) и итоговая (SSA) оценка безопасности. Планирование и проведение оценки безопасности системы.
Пример.
14.Разработка стратегии проведения оценки безопасности системы с использованием структурирования целей. 
Пример.
15.Анализ функциональной опасности (FHA). Порядок проведения анализа.
Пример.
16.Анализ общих причин и его составляющие.
17.Анализ специфического риска (PRA). Типичный процесс PRA.
Пример.
18.Анализ зонной безопасности (ZSA). Типичный процесс ZSA.
Пример.
19.Анализ общего режима (CMA). Типичный процесс и контрольный список CMA.
Пример.

День 3

20.Анализ дерева неисправностей (FTA) Разработка дерева неисправностей. Назначение DAL и IDAL. Порядок проведения анализа. Валидация и верификация результатов анализа.
Пример.

День 4

21.Анализ видов и последствия отказов (FMEA). Использование диаграммы функциональных блоков при проведении FMEA. Формирование FMES.
Пример.
22.Р 4761 и программное обеспечение. Входы для разработки ПО по результатам предварительного FTA и ССА, обновление FMEA и CMA по результатам разработки ПО.
23.Подведение итогов обучения


Получаемые навыки
Основные знания, которые получат участники курса:

Слушатели смогут лучше понять требования авиационных стандартов Р 4754А, КТ-254 и КТ-178С, а также познакомятся с возможными подходами и методы организации процессов разработки в соответствии с требованиями авиационных стандартов
Возможные форматы обучения и размеры групп
очно (до 15 слушателей)

дистанционно в составе очной группы (без ограничения числа подключений)

корпоративный формат (для групп от 10 до 45 слушателей)

Тренер курса

Волков Владимир Борисович

Директор по проектному управлению, коуч, консультант
Ведёт 28 курсов в ЦЕСИНКОМ
Управление проектами.
Цифровизация деятельности предприятий. Цифровая трансформация.
Проектирование ИТ-архитектуры и архитектуры информационных систем.
Консалтинг
Коучинг
Специализация
Должность
Дополнительные услуги
Требуемый уровень предварительной подготовки
Специалисты предметных областей, обладающие начальными знаниями в области теории вероятности и математической статистики
Траектории, в которые входит данный курс
Разработка курса или траектории обучения под вашу задачу
Центр готов взять на себя разработку курсов и траекторий обучения под уже сформированную модель компетенций или просто под список знаний и навыков, которые нужно освоить специалистам организации.